От куда мы знаем план



План-конспект урока по истории (5 класс) на тему:
"Откуда мы знаем как жили наши предки". Технология критического мышления.

Затем предлагается ответить на вопросы:

  1. О чём пойдёт речь на уроке?
  2. Подумайте и обсудите в группах, что вам уже известно об истории.

Запишите в соответствующую колонку таблицы «Знаем», «Хотим узнать», «Узнали, но остались вопросы».

Обучающиеся коллективно записывают то, что им известно о понятии «история».

Затем заполняется колонка «Хотим узнать».

Внимание ребят привлекается к учебнику по истории Древнего мира. Учитель знакомит пятиклассников с его структурой и иллюстрациями.

Работа с текстом учебника. Прочитать первую часть параграфа и ответьте на вопрос, почему она называется «Слово, которое всегда с нами?».

Выполненная работа оценивается в парах «правильно» или «неправильно».

Активное чтение текста.

Прочитайте самостоятельно вторую часть параграфа «Что такое история?» на стр. 4 в учебнике. Выделите и обсудите в группах новую информацию.

Что такое история?

История – наука, которая изучает жизнь людей в прошлом.

Словарь исторических терминов и понятий в учебнике, прочитать определение понятия истории и сравнить со своим определением.

Как историки назвали самый ранний период истории человечества? (Древний мир).

Задание на развитие воображения.

Представьте себе, что вы астроном и имеете мощный телескоп, с помощью которого можно открыть новую планету на звездном небе. А может быть вы математик? И в вашем распоряжении формулы и уравнения? Если вы географ, то у вас есть шанс отправиться в путешествие и изучить неизведанные уголки нашей планеты. Но так случилось, что вы не астроном, не математик и не географ.

Вы – историк! Как же историки могут узнать, что было в прошлом? Как они проникают в прошлое? Почему труд историков сравнивают иногда с работой следователя, сыщика? Да просто потому, что сыщики по следам узнают, что произошло. Именно этим историки и похожи на них, так как изучают следы, которые люди оставили в прошлом. Следов этих не только много, но они еще и разнообразны. Поэтому у науки истории есть «науки-помощницы», каждая из которых умеет «читать» определенные следы, иными словами «следы жизни».

Как вы думаете, какие следы жизни оставили историкам люди, жившие в древности?

После обсуждения в группах заслушиваются мнения обучающихся.

Самостоятельно сделайте заключение о том, чем являются для ученых историков следы, оставленные человеком в прошлом. Сверьте свое заключение с содержанием второго и четвертого абзацев на стр. 5 в учебнике.

Учитель на доске делает записи: источники знаний; исторические источники.

Активное чтение текста.

Прочитать третью часть параграфа «Следы жизни», или «Как мы узнаем о том, что происходило в древности», начиная с третьего абзаца на стр. 5 в учебнике и выполнить задание.

В группы раздаются таблицы, которая заполняется по ходу чтения.

Проводится в группах. Заполненные таблицы передаются по кругу. Выполненная работа оценивается «правильно» или «неправильно». Результаты проверки заслушиваются. На доске записываются понятия: вещественные источники, исторические документы, мифы; археология, этнография.

Выполняются задания № 1 (кроссворд направленный на закрепление понятий «миф», «этнография», «археология», «история» и № 2 (определение исторических источников) на стр. 4-5 в рабочей тетради (проверяются в паре и группе).

Счёт лет в истории является очень важным моментом.

Его усвоение необходимо для понимания хронологии. Задания, предлагаемые авторами учебника и рабочей тетради служат главным образом для обучения школьников умению определять последовательность событий во времени и их длительность, соотносить год с веком и век с тысячелетием, учат правильно понимать и применять счет лет в истории.

Задание на создание нереальной ситуации.

Предлагается выполнить задание № 4 на стр. 5 в рабочей тетради (на понимание единиц измерения времени) и придумать фантастический рассказ о племени земледельцев, которое не разбирается во временах года. В рассказе показать последствия такого незнания.

Рассказы заслушиваются, задается вопрос:

Объясните, с какой целью вы выдумывали такие, на первый взгляд «странные» истории?

(Подвести к пониманию о том, что представление о годе как о единице времени складывалось уже у первобытных земледельцев, которые умели наблюдать, знали времена года и сколько длится год).

Развитие временных представлений.

Учитель чертит линию (ленту) времени на доске, используя цветные мелки.

Графическое изображение времени подкрепляется комментированным чтением текста 5-8 абзацев на странице 6-7 в учебнике. На доске появляются, записанные учителем, имя Иисуса Христа. понятия эра. наша эра. до нашей эры.

Подчеркивается, что любое событие, случившееся за эти годы с легкостью отмечается на линии (ленте) времени.

Решение задач и выполнение заданий: № 6 (знание римских и арабских цифр – самостоятельно); № 5, № 7 (с помощью учителя) на стр. 6 в рабочей тетради (работа над понятиями «эра» и «счет лет» в истории.

Вопрос № 4 на стр. 8 в учебнике.

Подведение итогов работы в группах:

Обучающиеся обращаются к схеме, полученной в начале урока, чтобы решить, что они узнали в ходе урока о понятии история.

Заполняется последняя колонка «Узнали, но остались вопросы». Таблицы, анализируются.

Домашнее задание: № 3 (определение исторических источников) на стр. 5 и № 8 (решение задач на ленте времени) на стр. 7 в рабочей тетради.

Задание № 9 на стр. 7 в рабочей тетради.



от куда мы знаем план:Формирование представлений о науке изучающей прошлое человечества на основе исторических источников.

от куда мы знаем план