Почему называют золотым веком русской культуры


Аргументируйте, почему XIX в. назван «золотым веком русской культуры»

- значительный культурный подъем, названный русским «золотым веком»;

- взаимопроникновение лучших образцов европейской и русской культур.

Создание министерства народного просвещения (1802):

- образование 6 учебных округов во главе с университетами, открытыми в Дерпте (1802), Казани, Харькове, Вильно (1804), Петербурге (1819).

- открытие народных училищ, гимназий, привилегированных лицеев (Демидовского в Ярославле (1805), Царскосельского (1811)).

- уровень грамотности населения 1861 – 7%, 1897 – 21%.

- открытие новых университетов в Одессе (1865) и Томске (1888).

- Появление крупных издателей: В.П.Плавильщиков, братья Глазуновы, А.Ф.Смирдин (издал сочинения Пушкина, Лермонтова, Гоголя и др. ввел авторский гонорар, организовал продажу книг по почте).

- резкое увеличение выпуска книжной продукции.

- увеличении выпуска печатной продукции: издание свыше 100 ежедневных газет и различных журналов, выпуск книг огромными тиражами по доступным населению ценам (Павленков).

- уникальные книгоиздательские проекты: серия «Жизнь замечательных людей» (Павленков), энциклопедический словарь (Брокгауз, Ефрон).

Наука, в том числе и географические открытия:

- создание новой геометрической системы – неевклидовой геометрии (Лобачевский, 1826).

- Открытия в области физики: сварка металлов (Петров), гальванотехника (Якоби).

- Достижения в астрономии: открытие в 1839 Пулковской обсерватории (Струве).

- появление новых направлений в медицине, в том числе военно-полевой хирургии (Пирогов).

- интерес к изучению отечественной истории (издание «Истории государства Российского» (1818 – 1826) Карамзина).

- осуществление первого кругосветного плавания в 1803 – 1806 Лисянским и Крузенштерном.

- открытие Антарктиды в 1819 – 1821 Беллинсгаузеном и Лазаревым.

- создание в 1845 Русского географического общества.

- открытия в матанализе (Чебышев).

- обоснование теории света и закон фотоэффекта (Столетов).

- зарождение аэродинамики (Н.Е.Жуковский).

- открытия в области радиосвязи (Попов, 1895).

- создание периодической системы химических элементов (Менделеев, 1869).

- достижения в области физиологии (Сеченов, Мечников).

- географические исследования: Средней Азии (Семёнов-Тянь-Шанский), Центральной Азии (Пржевальский), Океании, Юго-Восточной Азии, Новой Гвинеи (Миклухо-Маклай).

- Труды историков (Соловьев «История России с древнейших времен», Ключевский «Курс Русской истории», Костомаров).

- толковый словарь русского языка В.И.Даль (1863 – 1866).

- переход к сентиментализму и романтизму (Державин, Карамзин «Бедная Лиза», Жуковский, Бестужев-Марлинский, Загоскин).

- развитие реализма (Пушкин, Лермонтов, Гоголь).

- русская классика – метод критического реализма (Тургенев, Некрасов, Достоевский, Толстой, Чехов)

- разделение в 1824 Петровского театра на две труппы и начало самостоятельной деятельности Большого и Малого театров.

- сохранение лучших народных традиций в музыкальном искусстве (Верстовский «Аскольдова могила», Глинка «Жизнь за царя», Даргомыжский «Русалка», «Каменный гость»).

- эпоха драматургии А.Н.Островского – Малый театр.

- творческое объединение «Могучая кучка» (Балакирев, Мусоргский «Борис Годунов», «Хованщина», Римский-Корсаков «Снегурочка», Бородин «Князь Игорь», Кюи «Сын мандарина»).

- произведения Чайковского «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Евгений Онегин».

Архитектура и скульптура:

- продолжение в архитектуре традиций классицизма – русский ампир (Захаров, Воронихин, Монферран, Росси, Бове, Жилярди).

- создание скульптурных памятников (Клодт «Укротители коней» Аничков мост, памятник Николаю I на Исаакиевской площади в Петербурге, Орловский памятники Кутузову и Барклаю де Толли в Петербурге, Мартос памятник Минину и Пожарскому на Красной площади).

- русско-византийский стиль (Храм Христа Спасителя архитектора Тона, 1883).

- эклектика (верхние торговые ряды (ГУМ) (Померанцев, 1893), Исторический музей (Семёнов, Шервуд,1883), здание Мосгордумы (Чичагов, 1892)).

- неорусский стиль («Терем» в Абрамцево (Ропет)).

- реалистические традиции (Антокольский «Нестор-летописец», «Иван Грозный»).

- монументальная скульптура (Опекушин памятник Пушкину в Москве, Микешин «Тысячелетие России»).

Развитие различных направлений изобразительного искусства:

- романтизм (Кипренский портреты Пушкина, Жуковского, Ростопчиной).

- реализм (Тропинин «Кружевница», Федотов «Свежий кавалер», «Сватовство майора», Анкор, еще анкор»).

- классицизм (Брюллов «Последний день Помпеи», «Всадница», Иванов «Явление Христа народу»).

- бытовой жанр (Венецианов « На пашне.

Весна», «Девушка с теленком», «Утро помещицы»).

- батальный жанр (Верещагин “Апофеоз войны”, “Вошли”).

- товарищество передвижников (Крамской, Ге, Перов, Репин «Бурлаки на Волге»).

- развитие пейзажного жанра (Шишкин, Левитан)

Связь изобразительного искусства с жизнью и бытом народа, с потребностями общественного развития обусловила его расцвет во второй половине XIX в. Гражданственность, сознание общественных и психологических проблем своего времени, интерес к облику современника стали главными мотивами творчества художников и скульпторов.

Деятельность лучших представителей науки, литературы, изобразительного искусства, театра и музыки обогатила сокровищницу мировой культуры и выдвинула культуру России на одно из первых мест в мире.

© studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам



студопедия, школопедия, лекция, реферат, пособие, бесплатно, методичка:Аргументируйте, почему XIX в. назван «золотым веком русской культуры» - значительный культурный подъем, названный русским «золотым веком»; - взаимопроникновение лучших образцов европейской и

почему называют золотым веком русской культуры