Подражание как способ психологического воздействия

Подражание как способ психологического воздействия


Виды психологического воздействия

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

Характеристика теорий социально-психологического воздействия (общих и специальных), разработанных различными психологическими школами. Отличительные черты таких социально-психологических способов влияния, как внушение, заражение, подражание, убеждение.

контрольная работа [44,4 K], добавлен 11.08.2010

Общая характеристика рекламной деятельности, изучение ее влияния на выбор потребителем товара. Рассмотрение основных механизмов психологического воздействия и манипулирования. Внушение, подражание, заражение и убеждение как основные методы воздействия.

курсовая работа [52,4 K], добавлен 26.03.2014

Психологическое воздействие - механизм управления массовым сознанием и поведением: понятие, особенности, защитные техники. Убеждение и внушение как приемы психологического воздействия СМИ на массовую аудиторию; подражание и заражение в обществе и мода.

курсовая работа [35,0 K], добавлен 24.06.2012

Цели и результаты проникновения в чужую психику. Виды психологического воздействия: заражение, внушение, подражание, убеждение. Подготовительные действия манипулятора. Представление о манипулятивных технологиях. Анализ воздействия рекламы на человека.

курсовая работа [27,0 K], добавлен 24.06.2011

Определение понятий психологического влияния и воздействия. Ознакомление с классификацией методов влияния на личность согласно концепции Сидоренко. Описание прямого и косвенного способов убеждения. Особенности применения руководителем приемов суггестии.

курсовая работа [49,4 K], добавлен 05.10.2010

Понятие и отличительные признаки направленного и ненаправленного влияния, их место и значение в современной практической психологии. Средства внушения и особенности их применения. Убеждение как механизм влияния посредством логической аргументации.

контрольная работа [18,7 K], добавлен 24.04.2010

Становление речевого воздействия как науки в конце ХХ века. Цели общения: информационная, предметная и коммуникативная. Основные способы речевого воздействия: доказывание, убеждение, уговаривание, клянченье, внушение. Нормативные правила общения.

дипломная работа [31,9 K], добавлен 14.09.2015

Общая характеристика методов влияния и воздействия, их прямые императивные и неимперативные формы. Внешнее внушение как средство психологического воздействия на процесс формирования мотива. Манипуляция для принятия решений, необходимых манипулятору.

курсовая работа [85,6 K], добавлен 11.03.2011

Понятие психологического заражения его сущность, характеристика и особенности. Заражение как особый способ воздействия на людей. Понятие и характеристика психологического подражания. Примеры проявления психологического заражения и подражания, их описание.

контрольная работа [32,5 K], добавлен 07.01.2009

Понятие речевого и психологического воздействия. Понятие сект тоталитарного типа. Общая характеристика религиозной организации "Свидетели Иеговы". Основные речевые способы воздействия в сектах тоталитарного режима. Принуждение, убеждение и внушение.

курсовая работа [39,9 K], добавлен 16.08.2012

«Психологическое воздействие Виды психологического воздействия»

Проблема психологического воздействия является одной из актуальных проблем современной психологии. Важность и актуальность разработки этой проблемы на современном этапе развития психологической науки определяется, прежде всего, тем, что получаемые при этом результаты имеют непосредственный практический выход и могут быть использованы в различных сферах производства и управления, деятельности и общения - всюду, где возникает задача воздействия па поведение человека или группы (в педагогике, медицине, спорте, на производстве и т.п.).

Психологическое воздействие - одна из сторон взаимодействия людей, при которой в расчет принимается лишь одностороннее влияние. В результате этого влияния происходят изменения в психических характеристиках или состоянии адресата воздействия. В деловом общении психологическое воздействие используется достаточно часто. Начальник стремится воздействовать на подчиненных, лидеры - на членов группы, менеджер - на исполнителей и клиентов, сотрудники - друг на друга и на начальника.

Эффективность любого воздействия при прочих равных условиях в значительной мере зависит от степени податливости индивида оказываемому на него воздействию. Это внушаемость индивида (при внушении), конформность (при групповом давлении) и т.п. По-видимому, податливость психологическому воздействию в каждом конкретном случае определяется не одним каким-либо свойством личности, а совокупностью взаимосвязанных и взаимообусловленных свойств.

1. Виды психологического воздействия

Заражение - способ эмоционального воздействия в условиях непосредственного контакта больших групп людей; бессознательная спонтанная форма воздействия, включающая личность в определенные психические состояния; переживание общего психологического состояния одновременно большим количеством людей. Заражение - бессознательная невольная подверженность индивида определенным психическим состояниям. При этом происходит не осознанная передача(принятие) какой-то информации или образца поведения, а передача определенного эмоционального состояния (психического настроя). Так как все это имеет место в массе, наблюдается многократное взаимное усиление эмоциональных состояний общающихся людей.

Подверженность индивида определенным психическим состояниям проявляется не через более или менее осознанное принятие какой-то информации или образцов поведения, а через передачу определенного эмоционального состояния, или «психического настроя». Поскольку это эмоциональное состояние возникает в массе, действует механизм многократного взаимного усиления эмоциональных воздействий общающихся людей. Индивид здесь не испытывает организованного преднамеренного давления, но просто бессознательно усваивает образцы чьего-то поведения, лишь подчиняясь ему.

Многие исследователи констатируют наличие особой «реакции заражения», возникающей особенно в больших открытых аудиториях, когда эмоциональное состояние усиливается путем многократного отражения по моделям обычной цепной реакции. Эффект имеет место прежде всего в неорганизованной общности, чаще всего в толпе, выступающей своеобразным ускорителем, который «разгоняет» определенное эмоциональное состояние.

При заражении используются в основном невербальные средства: восклицания, интонации, ритмические движения и музыка, яркие цветовые пятна. Этот вид психологического воздействия особенно ярко проявляется в ходе праздников, карнавалов, фестивалей, а также в ситуациях паники, религиозного экстаза и т.п. В организации заранее может использоваться в групповых ритуалах и тренингах для усиления сплоченности коллектива.

Особой ситуацией, где усиливается воздействие через заражение, является ситуация паники. Паника возникает в массе людей как определенное эмоциональное состояние, являющееся следствием либо дефицита информации о какой-либо пугающей или непонятной новости, либо избытка этой информации. Сам термин происходит от имени греческого бога Пана, покровителя пастухов, пастбищ и стад, вызывавшего своим гневом безумие стада, бросавшегося в огонь или пропасть по незначительной причине. Непосредственным поводом к панике является появление какого-то известия, способного вызвать своеобразный шок. Паника относится к таким явлениям, которые чрезвычайно трудно поддаются исследованию. Ее нельзя непосредственно наблюдать, во-первых, потому, что никогда заранее не известны сроки ее возникновения, во-вторых, потому, что в ситуации паники весьма сложно остаться наблюдателем: в том-то ее сила и заключается, что любой человек, оказавшись «внутри» системы паники, в той или иной степени поддается ей.

Исследования паники остаются на уровне описаний, сделанных после ее пика. Эти описания позволили выделить основные циклы, которые характерны для всего процесса в целом. Знание этих циклов очень важно для прекращения паники.

Внушение - целенаправленное неаргументированное воздействие одного человека на другого или на группу людей. Внушение по общему признанию является одним из самых действенных методов психологического воздействия. Внушение - это активное воздействие одного субъекта на другого. Внушение происходит при условиях: авторитетности источника внушения; доверие к источнику внушения; отсутствия сопротивления внушающему воздействию. Внушение осуществляется посредством словесного воздействия на слушателей, готовых получать инструкции, и носит осознанный характер.

Особенностью внушения, в отличие от убеждения, является его адресованность не к логике и рассудку личности, и не к способности анализировать, сравнивать и обобщать. В процессе внушения не надо что-либо логически доказывать или заставлять осмысливать, здесь действуют совершенно другие механизмы. Внушенное порождает веру во что-то. А это достигается главным образом формой сказанного - важно не что сказал, а как сказал, но сказал очень выразительно, ярко, эмоционально, так, чтобы «брало за душу». Внушение невозможно при отсутствии семантического (смыслового) содержания и сообщения. Например, человеку нельзя что-либо внушить на незнакомом ему языке.

Внушение влияет не на логическое мышление, а на эмоциональную готовность человека получить установку к действию. Данный вид психологического воздействия предполагает, что информация воспринимается не критически. Внушение особенно эффективно при общении с людьми с доминированием ситуативного психологического состояния (неуверенными в себе или подавленными людьми, подростками, утомленными, физически ослабленными людьми и т.п.). В отличие от заражения внушение:

- имеет одностороннюю направленность;

- не предполагает равенства в переживании идентичных эмоций (внушающий не подвержен тому же состоянию, что и внушаемый);

- осуществляется с помощью речи (вербально), но, в отличие от убеждения, не нуждается в доказательстве.

При внушении желаемого поведения, результатов или эмоций следует помнить, что если вы описываете партнеру его состояние, оно будет закреплено. То есть если вы скажете: «Мне приятно, что вы меня внимательно слушаете», слушатели, скорее всего, станут внимательнее. А если вы скажете: «Я понимаю, что все устали», - слушатели начнут зевать и смотреть на часы. Во всех случаях необходимо говорить фразы, в которых содержится много предположений о желаемом для вас поведении партнера, тем более что одобряемый акт всегда повторяется, поскольку любому человеку приятна похвала.

В настоящее время внушение является составной частью нормального человеческого общения. Вместе с другими способами общения внушение выполняет важные социально - психологические функции:

- содействует формированию общественной психологии людей, внедрению в сознание сходных взглядов и убеждений, мнений и оценок, норм деятельности и поведения;

- направляет и регулирует активность личности, побуждая к одним делам и поступкам или удерживая от них.

Подражание - воспроизведение человеком определенных образцов поведения, которые имеют некую эмоциональную окраску. Согласно психологической трактовки, подражание - воспроизведение индивидом черт и образцов демонстрируемого поведения.

Подражание также относится к механизмам, способам воздействия людей друг на друга, в том числе в условиях массового поведения, хотя его роль и в иных группах, особенно в специальных видах деятельности, также достаточно велика. Подражание имеет ряд общих черт с явлением заражения, однако его специфика состоит в том, что здесь осуществляется не простое принятие внешних черт поведения другого человека или массовых психических состояний, но воспроизведение индивидом черт и образцов демонстрируемого поведения.

Выделяют следующие виды подражания:

- логическое подражание - подражание сознательно выбранному образцу;

- нелогическое подражание - подражание эмоционально окрашенному образцу;

- внутреннее подражание - подражание мотивам, интересам, способам мышления и т.п.;

- внешнее подражание - подражание внешним формам поведения;

- подражание-мода - подражание образцам, популярным в данный момент в обществе или в референтной группе (например, подражание известным музыкантам, актерам, спортсменами т.д.);

- подражание-обычай - подражание образцам, традиционным для данной культуры (классическим литературным героям, историческим и религиозным деятелям, отцам и т.п.).

Именно в результате подражания возникают групповые нормы и ценности.

Подражание выступает как частный случай более общего «мирового закона повторения». Если в животном мире этот закон реализуется через наследственность, то в человеческом обществе - через подражание. Оно выступает источником прогресса: периодически в обществе совершаются изобретения, которым подражают массы. Эти открытия и изобретения входят впоследствии в структуру общества и вновь осваиваются путем подражания.

Рассматривая разные аспекты психологического подражания, можно также упомянуть о «потребительском» подражании. Многие рекламисты обращают внимание на то, что в рекламе метод создания условий для подражания наиболее эффективно срабатывает в тех случаях, когда рекламируется то, что для человека престижно, что покупается им с целью быть похожим на известную, популярную, авторитетную личность.

Убеждение - воздействие на рациональную и эмоциональную сферы личности, система логических доказательств, ориентированных на критически настроенную личность, проявляющую заинтересованность. Заинтересованность - это стремление получить определенную информацию и потребность осмыслить что-либо. Убеждение эффективно, если:

- содержание убеждения отвечает уровню возрастного, профессионального, познавательного и социального развития личности;

- убеждение строится с учетом индивидуальных особенностей адресата;

- убеждение опирается на разум убеждаемого, его опыт;

- убеждающий глубоко верит в то, в чем убеждает;

- убеждение последовательно и доказательно;

- убеждение содержит обобщающие положения, а также конкретные факты и примеры.

А теперь рассмотрим ряд дополнительных психологических приёмов, сочетающих внушение и убеждение. Они не являются манипуляциями, но помогают склонить партнера по переговорам на вашу сторону.

1. Расслабление слушателя. Можно угостить партнера кофе или завести разговор на постороннюю тему.

2.Склонение к поступку. Если вы хотите добиться от человека конкретного поступка, предоставьте ему выбор из нескольких желательных для вас вариантов. Не спрашивайте: «Чего вы хотите?» Используйте форму «выбор без выбора»: «Вам удобнее так или так?» Спрашивайте: «Вы хотите это или то?» Всегда разделяйте поступки людей и вашу реакцию на них. Не говорите: «Вы меня подставили», лучше скажите: «Я оказался в неприятном положении).

3. Прием «ДА, ДАДА». Данный прием предполагает использование определенных речевых уловок, которые не содержат прямой манипуляции. Замечено, что если человек три-пять раз сказал «Да», ему очень трудно сразу сказать «Нет», также если возникли три близкие ассоциации, возникает и четвертая, даже если она не адекватна ситуации. Этот прием иногда используют продавцы: они задают три вопроса, предполагающие положительный ответ, а затем спрашивают: «Так вы берете?». С большой вероятностью покупатель ответит: «Да».

Приведем пример. Есть такая игра-шутка. Ведущий заранее выбирает три белых объекта, которые хорошо видны аудитории бумагу, белую кофточку, облако за окном и т.п. и спрашивает: «Отвечайте хором быстро и громко: «какого цвета этот лист бумаги?» Аудитория отвечает: «Белый». Ведущий говорит: «Хорошо, но теперь отвечайте быстрее и громче (использование заражения): какого цвета эта кофточка?» Аудитория отвечает: «Белого». Ведущий вновь обращается к аудитории: «Хорошо, но надо быстрее и громче. Какого цвета это облако?» Аудитория отвечает: «Белого». Ведущий говорит: «Хорошо. Что пьет корова?» Аудитория отвечает: «Молоко!» Через несколько секунд все понимают, что этот ответ неверный и начинают смеяться. Корова пьёт воду, но слово «молоко» ассоциируется и с «коровой» и с «белым».

Все описанные приемы воздействия, кроме убеждения, делают человека зависимым. Поэтому тот, кто определяет цели воздействия, должен постоянно его контролировать.

Убеждение является наиболее гибким и демократичным методом воздействия, с его помощью можно добиться изменений не только во внешнем поведении, но и в мотивации человека. Убежденный в правильности своих целей человек может действовать самостоятельно и является надежным партнером. Однако убеждение - наиболее сложный способ воздействия. Использование этого приема требует времени, усилий, компетентности и умения убеждать.

Заключение

В заключение работы можно отметить, что выделяют следующие виды психологического воздействия в процессе общения: заражение, внушение, подражание и убеждение.

1. Заражение можно определить как бессознательную невольную подверженность индивида определенным психическим состояниям. Она проявляется не через более или менее осознанное принятие какой-то информации или образцов поведения, а через передачу определенного эмоционального состояния, или «психического настроя»

- религиозные экстазы;

- массовые психозы;

- паника;

- эмоциональные заражения в ситуации массовых зрелищ.

2. Подражание. Его специфика, в отличие от заражения и внушения, состоит в том, что здесь осуществляется не простое принятие внешних черт поведения другого человека, а воспроизведение им черт и образов демонстрируемого поведения. Поскольку речь идет об усвоении предложенных образцов поведения, существуют два плана подражания: или конкретному человеку, или нормам поведения, выработанным группой.

Выделяются подражание-мода и подражание-обычай, подражание внутри одного социального класса и подражание одного класса другому.

Различается несколько видов подражания: логическое и внелогическое, внутреннее и внешнее, подражание-мода и подражание-обычай, подражание внутри одного социального класса и подражание одного класса другому. Анализ этих различных видов подражания позволил сформулировать законы подражания, среди которых, например, имеются следующие: подражание осуществляется от внутреннего к внешнему (т.е. внутренние образцы вызывают подражание раньше, чем внешние: духу религии подражают раньше, чем обрядам); низшие (имеются в виду низшие по социальной лестнице) подражают высшим (провинция - центру, дворянство - королевскому двору) и т.д.

Например Г. Крайг считает, что у детей подражание играет важную роль в овладении языком. Свои первые слова ребенок выучивает благодаря слуху и подражанию. По мнению Г. Крайга, так формируется большая часть словарного запаса ребенка, так как он не может сам придумывать слова и открывать их смысл самому себе.

3. Внушение. При внушении осуществляется процесс передачи информации, основный на ее некритическом восприятии. Внушение по общему признанию является одним из самых действенных методов психологического воздействия. Внушение - это активное воздействие одного субъекта на другого. При внушении желаемого поведения, результатов или эмоций следует помнить, что если вы описываете партнеру его состояние, оно будет закреплено. То есть если вы скажете: «Мне приятно, что вы меня внимательно слушаете», слушатели, скорее всего, станут внимательнее.

4. Убеждение - воздействие на рациональную и эмоциональную сферы личности, система логических доказательств, ориентированных на критически настроенную личность, проявляющую заинтересованность.

Список литературы

1. Гусарова Н.Ф. Психология профессионального образования, электронный учебник, http://de.ifmo.ru/-books/0062/

2. Г. Лебон. Психология толп. Изд-во КСП, 1998.

3. Рамендик Д.М. Одинцова О.В. Психологический практикум. М. 2008.



подражание как способ психологического воздействия, психологический воздействие внушение убеждение:Виды и специфика психологического воздействия: заражение, внушение, подражание, убеждение. Ряд дополнительных психологических приёмов, сочетающих внушение и убеждение, их характеристика, условия и возможности применения. Меры защиты от воздействий.

подражание как способ психологического воздействия