Общение как сторону любой деятельности рассматривал


Общение как деятельность

Исторически общение между людьми возникало и складывалось прежде всего непосредственно в совместной трудовой деятельности. Для объединения усилий и организации совместной деятельности людям было необходимо понимать ее смысл, свое место и свою роль в ней, а также умело сотрудничать с другими ее участниками. А это было возможно только благодаря общению с партнерами с помощью слов, жестов, мимики и других вербальных и невербальных средств.

В большинстве случаев межличностное общение оказывается вплетенным в ту или иную деятельность, выступает в качестве существенного и неотъемлемого ее атрибута, важного условия ее успешности. Вне общения людей друг с другом немыслимы не только трудовые процессы, но также учение, игра и многие другие виды деятельности. Вид и характер деятельности, которую обслуживает общение, оказывают определенное влияние на содержание, форму и особенности протекания самого процесса общения между ее участниками.

Поскольку любая деятельность предполагает конкретное распределение ролей между участниками, наделение их определенными правами и обязанностями, то общение конкретного учителя со своими учениками будет существенно отличаться от общения этого учителя в кругу сверстников в игровой деятельности на досуге. Так, на уроке будет преобладать деловое общение, которое нацеленное на то, чтобы помочь учащимся усвоить новые понятия, овладеть более сложными умениями и навыками. Учитель здесь выступает в роли компетентного специалиста и организатора деятельности учащихся, отвечающего по закону перед своими учениками, их родителями и обществом за качество своей работы. Наряду с этим общение может протекать как самостоятельный процесс, не обслуживающий никакую деятельность. Через это общение происходит удовлетворение потребности человека в контакте с другими людьми, в результате чего создаются условия, при которых внутренний мир одного человека раскрывается для другого.

Деятельность и общение могут рассматриваться как две примерно равнозначные категории, отражающие две стороны социального бытия человека. Общение может быть представлено как сторона деятельности, выступающая в роли ее предпосылки, условия, внутреннего или внешнего фактора. Но справедливо и обратное: деятельность может служить предпосылкой, условием или фактором общения. Следовательно, общение можно рассматривать и как особого рода деятельность. и как один из атрибутов той или иной деятельности. Вместе с тем наряду с материальным общением, предусматривающим, что духовная активность субъекта имеет целью лишь управление его практическими действиями, имеет место и общение духовное, целью которого является духовное единение партнеров, достижение их духовной общности.

Педагогическое общение – это специфическая форма общения, имеющая свои особенности и в то же время подчиняющаяся общим психологическим закономерностям, присущим общению как форме взаимодействия человека с другими людьми, включающей коммуникативный, интерактивный и перцептивный компоненты. Педагогическое общение – это совокупность средств и методов, обеспечивающих реализацию целей и задач воспитания и обучения и определяющих характер взаимодействия педагога и учащихся.

Исследования в области педагогической психологии показывают, что значительная часть педагогических трудностей обусловлена не столько недостатками научной и методической подготовки преподавателей, сколько деформацией сферы профессионально-педагогического общения. Анализ уже первых профессиональных шагов преподавателей обнаруживает явление, которое можно было бы назвать педагогическим импринтингом (мгновенным запечатлением): результаты самых первых контактов с учащимися определяют выбор направления, по которому пойдет дальнейшая эволюция профессионально-педагогического общения. Причем такая эволюция может разворачиваться от пассивно-информационного стиля к авторитарно-монологическому или доверительно-диалогич ескому.

Все темы данного раздела:

Учение и обучение
Учение в психологическом словаре определяется как процесс приобретения и закрепления или изменения наличных способов деятельности индивида. Результатом учения выступают элементы индивидуальн

Проблемы обучения
Соотношение обучения и развития – одна из стержневых проблем педагогики. В педагогических исследованиях эта проблема зачастую сводится к анализу организации учебного процесса. Изучив вопрос

Принципы формирования содержания образования.
Содержание современного образования определяется целевой установкой, заложенной в Законе РФ от 10 июля 1992 г.

№ 3266-1 «Об образовании» (далее – Закон об образовании). При отборе содержания образо

Организация обучения взрослых
В соответствии с принятой ЮНЕСКО терминологией по степени организованности различают образование формальное, внеформальное и неформальное. Формальное образование предполагает органи

Структура учебной деятельности
Человек формируется и проявляется в деятельности. На протяжении всей своей жизни он осуществляет множество видов деятельности: читает, рисует, занимается наукой, кройкой и шитьем, умственным и физи

Проблема мотивации учебной деятельности
Слово «мотив» (от франц. motif – двигаю) может трактоваться двояко. С одной стороны, мотив понимается как побуждение человека к деятельности. С другой стороны, мотив – это осознанная потребность, я

Учебная деятельность студентов
Учебная деятельность осуществляется, как правило, во взаимодействии учащегося (студента) и обучающего (преподавателя). Студент может занимать позицию обучаемого или обучающегося. В первом случае он

Формирование учебной деятельности студентов
Для преподавателей высшей школы представляет интерес не столько анализ строения учебной деятельности, сколько проблема ее формирования у студентов. Речь идет о том, чтобы научить студентов, особенн

Теория обучения и преподавание в вузе
Как мы уже говорили, обучение – это целенаправленное, заранее запроектированное общение, в ходе которого осуществляются образование, воспитание и развитие обучаемого, усвоение им отдельных с

Государственный стандарт
Содержание образования – это специально отобранная и признанная обществом (государством) система элементов объективного опыта человечества, усвоение которой необходимо для успешной деятельно

Учебные программы
На теоретическом уровне содержание образования представлено в учебных планах, свое конкретное воплощение оно получает в учебных дисциплинах (курсах). Учебная дисциплина – это система научных

Тема 4. ФОРМЫ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ И МЕТОДИКА ИХ ПРОВЕДЕНИЯ
Эффективное образование возможно только на основе применения разнообразных форм и методов организации педагогического процесса. Метод обучения выступает в роли способа организации процесса о

Лекция и методика чтения лекций
Лекция (от лат. lektio – чтение) представляет собой систематическое устное изложение учебного материала. С учетом целей и места в учебном процессе различают лекции вводные, установочные, текущие, о

Практические, семинарские и лабораторные занятия
Лабораторно-практические занятия, практикумы, – это форма организации обучения, при которой обучающиеся выполняют лабораторные и практические задания под руководством преподавателя. Местом п

Методика организации и управления дискуссией
Определенный эффект дает хорошо организованное обсуждение материала, такое, как дискуссия, – метод обучения, основанный на обмене мнениями по определенной тематике. Высказываемая в ходе обсу

Цель преподавания психологии
Методика преподавания психологии – это дисциплина, исследующая процесс преподавания психологии, ее закономерности, связь с другими науками в целях повышения эффективности обучения. Цель данн

Методические особенности преподавания теоретической и прикладной психологии
Проблемы, связанные с методикой преподавания психологии, оказались в современной психологической науке незаслуженно отодвинутыми на задний план, занимающими скромное положение на периферии психолог

Сущность, цели и функции контроля обучения
Контроль знаний учащихся является составной частью процесса обучения. По определению контроль – это соотношение достигнутых результатов с запланированными целями обучения. Некоторые преподаватели т

Проблема управления процессом обучения
Применительно к учебному процессу управление представляет собой целенаправленное, систематическое воздействие преподавателя на коллектив учащихся и отдельного учащегося для достижения заданн

Обратная связь в обучении
Управление представляет собой информационный процесс, характеризующийся замкнутым циклом передачи сигналов. Этот процесс включает в себя контроль за поведением объекта управления: от управляющего о

Создание диагностических методик, контролирующих успешность и выявляющих причины неуспешности в обучении
С помощью диагностических методик преподаватель получает данные о состоянии педагогического процесса, качестве обучения и/или воспитания, обученности и воспитанности учащихся.

Обрабатывая, а

Психология активных методов обучения
В современной дидактике существуют различные подходы и варианты классификаций методов обучения (одну из таких классификаций мы уже приводили ранее, см. 2.5). Это объясняется как сложностью самого о

Методы программированного обучения
Существует мнение, что с элементами программированного обучения можно было встретиться еще в древние времена. В качестве свидетельства приводится описанный выдающимся мыслителем Античности Платоном

Методы проблемного обучения
Истоки проблемного обучения можно видеть уже в эврист ических беседах величайшего древнегреческого философа и учителя Сократа, который при помощи вопросов и логики построения беседы подводил своих

Интерактивные методы обучения
К интерактивным (от англ. interaction – взаимодействие, взаимное воздействие) относятся такие обучающие и развивающие личность методы, которые построены на целенаправленной, специально орган

Особенности организации работы с литературой
Работа с литературой организуется преподавателем: учащийся читает рекомендованный или самостоятельно отобранный текст во внеаудиторное время. Контроль над прочтенной литературой осуществляется на з

Самостоятельная работа студентов
Самостоятельная работа – это вид учебной деятельности, выполняемый учащимся без непосредственного контакта с преподавателем или управляемый преподавателем опосредовано через специальные учеб

Особенности организации самостоятельной работы при заочном обучении
Учебные материалы для самостоятельной работы со студентами-заочниками методически организуются таким образом, чтобы компенсировать отсутствие контакта с преподавателем и, следовательно, возложить н

Общерегуляторные составляющие педагогического процесса и психолого-педагогические проблемы
Педагогический процесс – это движение от целей образования к его результатам путем обеспечения единства обучения и воспитания. Важнейшей характеристикой педагогического процесса является его

Личность преподавателя в учебном процессе
Социальная значимость педагогической деятельности предъявляет особые требования к личности педагога (учителя, преподавателя), его интеллектуальному потенциалу и моральному облику. Историческ

Проблема стилей педагогической деятельности
Педагогическая деятельность, как и любая другая, характеризуется определенным стилем. Стиль педагогической деятельности – это устойчивая система способов, приемов деятельности, манеры поведе

Взаимодействие субъектов образовательного процесса
Педагогическое взаимодействие представляет собой преднамеренный контакт (длительный или временный) педагога и обучаемых, следствием которого являются взаимные изменения в их поведении, деяте

Педагогическая деятельность и ее психологическая характеристика
Педагогическая деятельность – это особый вид социальной (профессиональной) деятельности, которая направлена на реализацию целей образования. Традиционно основными видами педагогичес

Мотивы общения
Согласно концепции деятельности разработанной выдающимся советским психологом А. Н. Леонтьевым (1903–1979), деятельность складывается из совокупности действий и операций, а основное отличие одной д

Анатомия диалога
Диалог является наиболее распространен ным видом коммуникативной деятельности; он организует межличностное общение равноправных партнеров, обладающих равной активностью. Характер диалога зав

Позиции, роли в общении
Выполняя определенные общественные функции, человек следует той социальной роли, которую он реализует в данный момент. Осуществление различных функций будет связано с различным поведением одного и

Формальный аспект педагогического общения
Согласно культурологическому взгляду на воспитание ребенок рассматривается в качестве субъекта, являющегося не только продуктом, но также творцом и продолжателем культуры. Воспитание понимается как

Уровни общения (конвенциальный, манипулятивный, стандартизированный, игровой и деловой). Контакт и обратная связь в педагогическом общении
Под уровнями общения понимают определенные поведенческие проявления, позволяющие судить об особенностях и характере взаимодействия партнеров по общению. Так, конвенциальный уровень предполаг

Контакт и обратная связь в педагогическом общении.
Общение содержит в себе все те регуляторно-содержательные аспекты, которые свойственны деятельности вообще. Специфика же структурно-содержательных характеристик общения состоит в том, что побудител

Индивидуальные особенности и стратегии педагогического общения
Индивидуальный стиль общения может быть рассмотрен на разных уровнях. На первом уровне – как стиль реакций общения, содержащий индивидуальные особенности речевых реакций, например имп

Барьеры педагогического общения
Всякая информация является способом внушения чего-либо. Однако часто мы являемся свидетелями и встречной психологической активности, называемой противовнушением, т. е. человек как бы защищается от

Проблема учебных конфликтов и способы их предупреждения
Конфликт (от лат. conflictus – столкновение) – это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. Конфликты

Функции конфликтов
Причины и способы преодоления конфликтов.В современной



общение как деятельность, реферат, курсовой, лекция, дипломный, скачать, рефераты, конспекты, контрольные работы, дипломный проект, курсовая работа, allrefs.net, база рефератов:Общение как деятельность Психология Конспект Лекций Методика преподавания психологии: конспект лекций Раздел I. На сайте allRefs.net есть практически любой реферат, курсовая работа, конспект, лекция, диплом, домашняя работы и пр. учебный материал.

общение как сторону любой деятельности рассматривал