Педагогический совет как орган управления


Совершенствование деятельности педагогического совета как действующего органа внутришкольного управления.

заместитель директора по УВР

МОУ «Средняя общеобразовательная

школа №18 п. Теплоозерск»

Сегодня вся российская общественность, педагоги, родители обсуждают проект нового закона «Об образовании в Российской Федерации». В его основе — комплексная модернизация законодательства, систематизация правовых норм, приведение их в соответствие с современными запросами человека, общества и государства.

Возникает много вопросов: насколько осознанно мы готовы принять новый вызов времени; готовы ли учителя основательно изменить подход к обучению и воспитанию детей; готова ли администрация уйти от привычных форм руководства и принять новое?

Любое управление сверху порождает ситуацию страха, боязни. Личность уходит в состояние разочарования, внутреннего напряжения, формируется комплекс неполноценности, занижается самооценка. Человек уходит в себя. Тормозятся все творческие механизмы личности. Эффективно ли будет такое управление? Является ли это социальным заказом, который ориентирован сегодня на творческую, самостоятельную личность? Как изменить управление педагогическим процессом? Возможно ли это? Это возможно.

В проекте ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в ст. 28 п. 2 отмечено:

« Управление образовательной организацией независимо от ее типа, вида, категории (при наличии) строится на основе сочетания принципов единоначалия, коллегиальности и самоуправления».

Этому положению и соответствует педагогический совет.

Педагогический совет - орган коллективной мыследеятельности и коллективного педагогического диагностирования. При качественном управлении именно педсовет способствует формированию нового педагогического мышления, отношения сотрудничества для реализации основных задач школы.

Тема «педагогический совет» меня привлекает тем, что дает возможность качественно организовывать управленческую деятельность в работе с педагогическим коллективом. Я считаю, что проведение педсоветов способствует совершенствованию педагогического мастерства учителя, что в конечном итоге позитивно влияет на качество всего образовательного процесса и на личность каждого ребенка.

На начальном этапе пути к такому управлению, необходимо, чтобы педагоги задумались, переосмыслили свою педагогическую деятельность, чтобы педагог взглянул на себя, как на человека, который должен изменяться сам и управлять изменением ученика. Это сложно. Это гораздо сложнее, чем дать урок. Это не смена метода, это изменение самого себя полностью. И для этого нужно создать условия.

Из п. 5 ст. 28 проекта ФЗ следует: «5. К органам самоуправления образовательной организацией относятся общее собрание (конференция) работников образовательной организации, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, и представителей обучающихся, совет образовательной организации (ученый совет, педагогический совет), родительский комитет, другие органы, предусмотренные уставом образовательной организации. Указанные органы осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, уставом образовательной организации и положениями о них, утверждаемыми в порядке, установленном уставом образовательной организации».

Как же на практике воплощается уже сейчас осуществление деятельности педагогического совета как органа самоуправления образовательного учреждения?

Возьмем, к примеру, итоговый педсовет.

Во-первых, на мой взгляд, при анализе итоговой работы задаётся коллективная мыследеятельность, «запускается» механизм индивидуальной и групповой рефлексии.

Только так коллектив может сегодня осознать самого себя: кто мы, откуда, куда идём, где сейчас находимся?

Во-вторых, новая модель итогового педсовета, так же как и традиционная, предлагает выявления недостатков в работе школы, но. «в первую очередь нужно стремиться видеть (искать, изобретать) идеи для устранения недостатков в работе тех участков, которые наиболее перспективны для развития школы». Этот момент в работе педсовета, на мой взгляд, следует «построить» так, чтобы растревожить коллектив, вызвать у людей чувство неудовлетворённости собой. Ведь именно состояние неудовлетворённости собой даёт толчок к развитию.

В-третьих, итоговый педсовет прежде всего «высвечивает» позитив, т.е. достижения тех учителей, творческие поиски которых совпадают с тенденциями прогрессивной практики.

Каждый педсовет должен быть полезен, значит, он должен быть началом нового этапа развития образовательного учреждения.

Также проект предусматривает решение таких задач как повышение квалификации учителей и руководителей школ.

Педагогический совет является также и внутришкольной системой повышения квалификации учителей. Посмотрим, как в рамках нашего образовательного учреждения это происходит:

Так, например, педагогический совет по теме « Использование современных образовательных технологий в образовательном процессе» способствовал выявлению и распространению передового педагогического опыта, инициировал педагогов на активное использование СОТ.

Как правило, теоретическим педсоветам предшествуют открытые уроки. На педагогическом совете подводились итоги методической недели «Приглашаем в гости».

Проведению педагогического совета предшествовала большая работа по взаимопосещению уроков педагогами, администрацией школы, совместный анализ. Педагоги не просто посещали уроки у коллег, в совершенстве владеющих данным вопросом, но заполняли специальные листы, в которых отмечали особые приемы и формы, применяемые учителем. Таким образом, это способствовало развитию самоанализа каждым учителем, соотношению своего опыта с опытом коллег. И каждый отметил то положительное, что он мог бы применять в своей работе.

Педагогический совет стал итогом проведенной работы, а администрация представила, как СОТ влияет на качество знаний, обученности детей, провела мониторинг.

Но, на мой взгляд, каждый педагогический совет должен иметь последействие. По итогам этого педагогического совета самые активные профессионалы были отмечены. Администрация наметила формы дальнейшего контроля выявленных проблем, которые в дальнейшем отслеживались на школьных методических объединениях, совещаниях, в индивидуальных беседах.

Мы часто требуем от учителей, чтобы они активизировали мыслительную деятельность учащихся на уроках, используя эффективные приёмы работы. Что лучше: требовать или показывать, как надо делать?

Педагогический совет, по моему мнению, - своеобразный практикум, на котором педагоги учатся приёмам работы, позволяющим эффективно, глубоко погрузиться в изучение теоретических вопросов, соразмеряя теорию с практикой.

Педагогические советы имеют практическую направленность, т.е.

подбираются формы и методы проведения, т.к. доклад и выступления изжил себя. Учитель должен идти на педагогический совет с мыслью, что он многое возьмет и будет применять в своей работе. И еще важным является свое рода правило или закон «Участник-каждый», т.е. на этапе подготовки, проведения, после педагогического совета обязательно задействован каждый, тогда проблема будет решаться проще, т.к. ответственность делегирована каждому.

Педагогический совет «Организация профильного обучения и предпрофильная подготовка в школе». Профильное обучение-важнейший вопрос, который рассматривается с разных точек зрения. Мы считаем, что этот педагогический совет является школой анализа результативности, эффективности преподавания профильных предметов, т.к. анализируются срезы знаний как административные, так и независимые, в сравнении за предыдущие периоды. Более того с данным анализом предварительно знакомятся педагоги с недостаточно высоким качеством и им предлагается выступить на педагогическом совете, проанализировать свою деятельность и самим наметить пути выхода и решения выявленных проблем. Сам факт того, что педагог ознакомлен с аналитической справкой, помогает ему справиться со стрессовой ситуацией и выступить со своими предложениями и выводами, это сглаживает психологические стрессы. Так как цель педагогического совета - не отбить желание работать, а способствовать работе педагога на результат.

Именно на педагогическом совете определяется качество работы школьных методических объединений, результативность работы по предметам, классного руководства, т.е. это очень мощный стимулятор образовательного процесса и очень эффективное средство внутришкольного управления.

Педагогический коллектив находится в постоянном поиске. В рамках модернизации образования государственной политикой был объявлен принцип открытости образовательной системы РФ. Наш коллектив стал реализовывать этот принцип задолго до объявленной программы. Мы осознали, что только во взаимодействии всех участников образовательного процесса возможно решение важных проблем.

Для организации педагогических советов в новых условиях администрации образовательного учреждения необходимо самосовершенствоваться, в первую очередь психологически. С позиции контролёра переходить в позицию фасилитатора. Много работать с педагогами индивидуально, стараться увидеть у учителя ту идею, за которую можно зацепиться, чтобы потянулась ниточка удач и ситуация успеха.

Педагогический совет -итог этой работы. Профессионально спланированный и проведенный педсовет-это потенциал личностного роста и самосовершенствования каждого педагога.

На мой взгляд, педагогический совет соответствует ст. 3. «Основные принципы правового регулирования отношений в сфере образования» п.8 ФЗ «Об образовании в РФ», в котором отмечается « демократический, государственно-общественный характер управления образованием; обеспечение права работников, обучающихся и их родителей (законных представителей) на участие в управлении образовательной организацией в предусмотренных настоящим Федеральным законом формах».



совет, педагогический, педагогического, образовательной, работе, работы, документы:Сегодня вся российская общественность, педагоги, родители обсуждают проект нового закона «Об образовании в Российской Федерации». В его основе — комплексная модернизация законодательства, систематизация правовых норм, приведение их

педагогический совет как орган управления